МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКОГО ЯЗЫКА

обновлено 18.08.2008*

 

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКОГО ЯЗЫКА

Составил: Кондратьев Ю.А. при участии к.ф.н. Саблиной Н.П.

Курс «Методика преподавания церковнославянского языка» должен дать слушателям семинара основные представления о достижениях современной и дореволюционной отечественной педагогики, педагогической психологии и дидактики в их приложении к вопросам обучения церковнославянскому языку в церковных и светских учебных заведениях, познакомить с теоретическими основами педагогического процесса, познакомить студентов с наиболее важными методами, средствами и организационными формами обучения языку, а также привить навыки эффективного применения и самостоятельного поиска новых эффективных методик.
Объем курса – 50 часов (два семестра из расчета 2 часа в неделю).

Учебно-тематический план курса

Наименование разделов и тем
Всего
часов
Лекции
Практические занятия
1
Учебный процесс. Введение в православную педагогику
1
1
2
Основные этапы, современное состояние и перспективы развития методики преподавания церковнославянского языка
2
2
3
Цели обучения церковнославянскому языку. Место церковнославянского языка в церковных и светских учебных заведениях
1
1
4
Содержание обучения церковнославянскому языку
1
1
5
Принципы обучения церковнославянскому языку
1
1
6
Формы организации обучения церковнославянскому языку
1
1
7
Методы обучения
1
1
8
Средства обучения
4
2
2
9
Методы контроля и оценки результатов обучения
4
2
2
10
Педагогический эксперимент в преподавании церковнославянского языка
4
2
2
11
Методика обучения письму
4
2
2
12
Методика обучения фонетике, графике, орфографии
4
2
2
13
Методика обучения технике чтения
2
14
Методика обучения морфологии
2
15
Методика обучения синтаксису и пунктуации
2
16
Методика обучения лексике
2
17
Комментированное чтение церковнославянских текстов
6
4
2
18
Методика обучения восприятию богослужебных текстов на слух
2
2
19
Анализ программ по церковнославянскому языку
4
4
20
Урок церковнославянского языка. Составление конспекта урока
4
4

Содержание программы

Раздел 1. Учебный процесс. Введение в православную педагогику
Учение о педагогическом процессе (по прот. В.В. Зеньковскому).
Православная педагогика как педагогика воцерковления. Воспитание, образование, обучение. Воспитание как создание условий для рождения духовной жизни. Обучение как педагогическая поддержка врожденного стремления человека к познанию истины.
Педагогическая среда. Взаимоотношения учителя и учащегося. Психология ученика. Психология учителя. Религиозное воспитание и преподавание. Вопросы возрастной психологии и физиологии в приложении к преподаванию церковнославянского языка.

Раздел 2. Основные этапы, современное состояние и перспективы развития методики преподавания церковнославянского языка
Исторический обзор методики обучения церковнославянскому языку. Филологические центры, созданные ближайшими учениками Кирилла и Мефодия: Преславская и Охридская школы. Первые свидетельства о преподавании церковнославянского языка на Руси. Словесные науки в школах Древней Руси. Обучение письму и чтению в древнерусской часословно-псалтирной школе. М.В.Ломоносов – зачинатель отечественной методики преподавания словесности. Возрождение церковно-приходских школ во второй половине XIX в. К. Победоносцев как идеолог ЦПШ. Введение церковнославянского языка как самостоятельного предмета в учебные заведения России. Языковые методики С.А. Рачинского, Н.И. Ильминского, В. Крылова, Г.А. Соколова, С. Миропольского и др. Современное состояние и перспективы методики преподавания церковнославянского языка. Работы свящ. Евгения Шестуна, В.К. Журавлева, А.М. Камчатнова, Е.В. Макаровой, Т.Л. Мироновой, Н.П. Саблиной, В.И. Супруна, А.А. Плетневой и А.Г. Кравецкого и др. Выступления на Международных Рождественских образовательных чтениях и конференциях Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, посвященные методике преподавания церковнославянского языка.

Раздел 3. Цели обучения церковнославянскому языку. Место церковнославянского языка в церковных и светских учебных заведениях
Духовная и историко-филологическая цели предмета «Церковнославянский язык».
Педагогическая целесообразность обучения церковнославянскому языку в светской школе. Место курса церковнославянского языка в образовательном процессе. Связь с другими дисциплинами. Схема осуществления межпредметных связей Е.В. Макаровой.
Анализ современных школьных программ по русскому языку и возможности введения дополнительного комментария за счет введения книжно-славянских текстов.
Церковнославянский язык и художественная литература. Православные истоки русской литературы. Восстановление правильного понимания поэтики и смысла художественных произведений школьной программы («Пророк» А.С. Пушкина и т.п.). Евангельский текст в русской литературе.
Традиции русского красноречия в литературном наследии Древней Руси на уроках в школе. Красноречие Киевской Руси: «Слово о законе и благодати» Митрополита Илариона, «Поучение» Владимира Мономаха. «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусского красноречия. Народное красноречие «Домостроя». Красноречие протопопа Аввакума. Вклад в развитие русского красноречия М.В. Ломоносова.
Связь церковнославянского языка с иконографией и церковным пением. Триединство церковных искусств: слово (смысл) – пение – изображение (икона).
Церковнославянский язык во внеурочной деятельности учителя: кружки словесности, лингвистические вечера, языковые клубы.
Связь церковнославянского языка с курсами Закона Божьего и Основ Православной культуры.
Внеаудиторные мероприятия в церковно-приходских школах: богослужебная практика, любительский хор, спектакли-праздники.

Раздел 4. Содержание обучения церковнославянскому языку
Зависимость содержания обучения от целей обучения. Особенности преподавания церковнославянского языка филологам и нефилологам. Вопросы истории церковнославянского языка, славянской письменности в общих курсах церковнославянского языка.

Раздел 5. Принципы обучения церковнославянскому языку
Принципы обучения: научность, церковность, доступность, «от простого к сложному», «от знакомого к незнакомому», «от текста к грамматике, от грамматики к более глубокому пониманию текста», «концентрическое развёртывание обучения через азбучный принцип», установление межпредметных связей и соответствующая корректировка материала, развитие познавательных способностей учащегося и др.

Раздел 6. Формы организации обучения церковнославянскому языку
Типы учебных заведений. Особенности преподавания церковнославянского языка в зависимости от типа учебного заведения.
Формы обучения: лекционная, практическая, самостоятельная работа, внеаудиторная и «домашняя» работа. Распределение учебного материала по различным формам обучения.
Теория поэтапного усвоения знаний и ее использование в организации процесса обучения.
Методика проведения лекции. Требования к современной лекции. Организация лекционной формы обучения. Общение лектора с аудиторией. Лекционный контроль за усвоением знаний.
Отбор материала для практического аспекта занятий. Методика организации практического занятия.
Аудиторная и внеаудиторная деятельность учащихся и ее организация. Роль учебника и учебных пособий в организации внеаудиторной работы. Требования к современному учебнику церковнославянского языка и учебному пособию.
Урок церковнославянского языка, его структура и организация. Соотношение «теоретического» и «практического» материала на занятиях по церковнославянскому языку. Требования к уроку (единство практических, общеобразовательных и воспитательных задач; самостоятельность и творческая активность учащихся; создание мотивации учащихся и др.). Соотношение основной задачи урока с целями и содержанием обучения. Структурные типы уроков. Виды урока. Схема М.И. Махмутова. Сущность и критерии типологии уроков. Характеристика уроков разного типа.
Игровые формы обучения на уроках церковнославянского языка.
Виды планов: тематический и поурочный. Тематическое планирование и его задачи. Отражение в тематическом плане взаимодействия аудиторных, лабораторных и домашних занятий. Составление поурочных планов на основе тематического.

Раздел 7. Методы обучения
Словесные методы изложения. Катехизическая беседа. Эвристическая беседа. Проверочная беседа. Герменическая беседа. Наглядные методы (методы иллюстраций, методы демонстраций). Практические методы. Типология упражнений. Разные подходы в определении исходных критериев типологии упражнений. Основные типы и виды упражнений для обучения различным аспектам и уровням языка.
Дидактические игры. Проблемное обучение.

Раздел 8. Средства обучения
Учебная книга как средство обучения. Обзор существующих учебных пособий по церковнославянскому языку.
ТСО (технические средства обучения), их виды и разновидности: меловая доска, кодоскоп (графопроектор), диапроектор, кинопроектор, эпидиаскоп, компьютер, видео- и звуковоспроизводящая аппаратура. Использование наглядных средств обучения на уроках церковнославянского языка (средства зрительной, слуховой и зрительно-слуховой наглядности). Таблицы, рисунки как средства обучения.
Пути использования технических средств обучения для повышения эффективности усвоения материала. Дидактические возможности технических средств обучения и оценка эффективности их применения
Компьютер как средство обучения. Роль компьютера в самообучении и самообразовании. Программированное и компьютерное обучение. Дистанционное обучение. Обучение церковнославянскому языку при помощи телевидения и сети Интернет, недостатки и преимущества.

Раздел 9. Методы контроля и оценки результатов обучения
Контроль за усвоением и диагностика сформированных знаний и навыков. Роль контроля и учета знаний, умений и навыков в процессе обучения церковнославянскому языку (для учителя) и изучения церковнославянского языка (для учащихся). Проверяющая, обучающая и воспитательная функции контроля за усвоением знаний. Прямая и обратная связь «преподаватель – учащиеся» на лекционном и практическом занятии.
Виды контроля: еженедельный, рубежный и экзамен. Формы контроля: устный и письменный. Приемы, используемые учителем при контроле: индивидуальный и фронтальный контроль. Самоконтроль. Контрольная работа, коллоквиум, зачет. Тестовые контролирующие задания, их преимущества и недостатки.

Раздел 10. Педагогический эксперимент в преподавании церковнославянского языка
Педагогический эксперимент как средство определения эффективности методических нововведений. Постановка педагогического эксперимента. Измерение результатов обучения. Статистические и качественные методы обработки результатов педагогического эксперимента. Оценивание эффективности выбранных содержания и методов обучения.
Методы оценки качества учебной работы преподавателя.

Раздел 11. Методика обучения письму
Знакомство с буквами. Знакомство с названиями букв. Обучение азбуке как база для изучения других тем (цикличность обучения). Каллиграфия буквы. Исторические изменения типов письма (от устава к скорописи). Знаменные распевы буквенных имен. Буквы-заставки: символизм, буквализм, духовность. Рисование, вышивание и другие способы художественного изображения буквы.
Буква в системе русской культуры. Азбучные молитвы и другие акрофонические приемы обучения. Система упражнений и заданий при обучении письму.

Раздел 12. Методика обучения фонетике, графике, орфографии
Принципы церковнославянской орфографии – фонематический, грамматический, этико-эстетический, сакральный – в сравнении с русским языком. Обучение употреблению дублетных букв и надстрочных знаков. Фонетические и иные церковнославянизмы. Происхождение чередований. Исторические комментарии в школе. Введение в обучение текстовых единиц из жанров церковнославянского языка, в частности, из житий, псалмов и других песнопений Православной Церкви. Обучение буквенной цифири. Система упражнений при обучении фонетике, графике, орфографии.

Раздел 13. Методика обучения технике чтения
Правила церковнославянского чтения. Обучение чтению слов под титлом (в контексте). Обучение чтению нараспев (псалмодии). Обучение чтению по знакам препинания. Проверка навыка чтения. Улучшение дикции через освоение церковного чтения.

Раздел 14. Методика обучения морфологии
Грамматическая стилистика. Акцент на изучение форм и функций, отличающихся от русского литературного языка, через их функционирование в текстах. Антиномии категорий: одушевленность – неодушевленность (Истина – Кто?), единственное – множественное число (Бог-бози, Царь-цари как антонимы). Семантические основания выделения типов склонения: догматически важные, «особенные» слова 4 склонения типа ЛЮБЫ, МАТИ, СЛОВО, ИМЯ и т.п. Поэтические функции аориста, имперфекта и других категорий и форм. Система упражнений, направленная на усвоение формальных и функциональных различий церковнославянского языка от русского литературного.

Раздел 15. Методика обучения синтаксису и пунктуации
Церковнославянский синтаксис как книжный: периоды, сложные конструкции, грецизмы. Обучение специфическим оборотам церковнославянского языка на текстах древнерусской и русской классической литературы с подобными оборотами.
Трехчастное членение высказывания, определяемое иерархией знаков препинания: от запятой (мысленная пауза) через двоеточие (пауза с «отдохом» в речи) к точке (длительная пауза, завершение высказывания).

Раздел 16. Методика обучения лексике
Практическое освоение особенностей семантики церковного слова (символизм, антиномичность) через чтение текстов и их комментирование.
Учет изменений значений слов в обыденном языке («слова погубленные и развращенные»). Стилистические функции лексических славянизмов в разных жанрах и типах речи. Особенности церковнославянского словообразования.
Взаимодействие русской и церковнославянской лексики. Сохранение исконной семантики славянской лексики в этимологии, фольклоре, церковных текстах и классической литературе. Методика изучения лексико-символико-семантических полей по тематическому признаку (Т.Л. Миронова; тематические азбуки Н.П. Саблиной: «Златоцвет» – символика библейских растений; «Физиолог» – символика животных; «Подвиг во славу Отечества Небесного и Земного», составленная совместно с учителями Санкт-Петербурга; «Что есть человек» и т.п.).
Сравнительно-поисковой метод (словарная работа – восстановление полноты содержательной структуры слова по разным словарям). Обзор существующих словарей церковнославянского и древнерусского языка.

Раздел 17. Комментированное чтение церковнославянских текстов
Формирование начитанности в текстах как основа изучения церковнославянского языка (В.К. Журавлев). Псалтирь как учебная книга. Поэтические переложения псалмов. Учебная Псалтирь синодального издания конца XIX в. С.А. Рачинского. Основные жанры церковной службы: дневной круг богослужения, часы, малые жанры (тропари, стихиры и др.), большие жанры (каноны, паремии и др.).

Раздел 18. Методика обучения восприятию богослужебных текстов на слух
Аудирование как процесс восприятия звучащей речи. Цели обучения аудированию церковнославянских текстов. Психофизиологические механизмы, обеспечивающие восприятие на слух и их учет в практике преподавания церковнославянского языка. Этапы смыслового восприятия. Резервы, помогающие понимать звучащие тексты. Трудности, связанные с условиями восприятия. Градация богослужебных текстов по сложности их восприятия на слух. Система упражнений для обучения аудированию.

Заключение: Актуальные проблемы и перспективы
Перспективы и основные проблемы преподавания церковнославянского языка.
Проблемы подготовки и методической переподготовки учительских и преподавательских кадров.

Практические занятия по методике

На практических занятиях уделяется большое внимание анализу учебных материалов и программ, решению методических задач, планированию методического процесса, составлению конспектов уроков, подготовке к педагогической практике.

Практическое занятие № 1: Анализ программ по церковнославянскому языку

Практическое занятие № 2: Учебники и учебные пособия по церковнославянскому языку

Практическое занятие № 3: Проблемы обучения азбуке, технике чтения и письму в дореволюционной литературе

Практическое занятие № 4: Урок церковнославянского языка

Практическое занятие № 5: Обучающее занятие

Практическое занятие № 6: Планирование работы преподавателя церковнославянского языка

Практическое занятие № 7: Педагогическая диагностика. Методология методических исследований

Практическое занятие № 8: Комментированное чтение церковнославянского текста

Примерные темы рефератов по методике преподавания церковнославянского языка

ЛИТЕРАТУРА

© Наумов С.А., 2006-2011 г.

*Выставляется дата обновления на локальной версии сайта.

 

Hosted by uCoz